Ключевые слова:python, plugin, module, (найти похожие документы)
From: Вадим Хохлов <http://www.selena.kherson.ua/xvadim>
Date: Sun, 30 Mar 2008 17:02:14 +0000 (UTC)
Subject: Поддержка плагинов в программах на Python
Оригинал: http://gazette.linux.ru.net/rus/articles/pyplug.html
Введение
--------
В настоящее время множество программ поддерживают работу с плагинами
(дополнительными модулями). Такая поддержка позволяет делать программы
более гибкими и расширяемыми. В качестве примера можно привести
известный медиапроигрыватель XMMS.
Существует библиотека dl, которая используется при разработке
программ, поддерживающих механизм плагинов. О ее применении можно
узнать из статьи "Добавление модулей расширения (плагинов) к
программе", автор Tom Bradley.
В данной статье будет рассмотрен метод работы с плагинами в программах
на Python.Теория
Язык Python имеет встроенную поддержку модулей. В стандартную
библиотеку Python'а входит множество модулей, содержащих функции для
работы с операционной системой, протоколами и форматами, активно
используемыми в сети Интернет, строками, базами данных и т.п.
Для подключения модулей в программу (которая тоже не что иное как
модуль) используется инструкция import. Например, следующая строка
загружает модуль fibo, который находится в файле fibo.py (пример взят
из книги "Язык программирования Python"):
import fibo
При импорте модулей интерпретатор ищет файл с соответствующим именем в
текущем каталоге, затем в каталогах, которые указанны в переменной
PYTHONPATH, затем в путях по умолчанию (переменная окружения PATH).
Большинство программ на Python начинаются со строк, в которых с
помощью данной инструкции и ее вариантов загружаются необходимые
модули.
Имеется также возможность определить имя модуля динамически во время
работы программы и загрузить его с помощью встроенной функции
__import__.
Постановка задачи
Пусть необходимо разработать программу, которая в зависимости от
подключенного плагина показывает в главном окне различные органы
управления:
checkbox's plugin radiobutton's plugin
Плагин должен выбираться с помощью выпадающего списка. При нажатии на
кнопку "get info" на экран будет выводиться некоторая информация о
состоянии текущего плагина.
Решение
Сначала напишем модули плагинов. Будем использовать PyQt для создания
интерфейсных элементов. Ниже представлен модуль, создающий окно с
переключателем checkbox и меткой:
#! /usr/bin/python
import sys, os
import qt
def getPluginWidget(parent):
return PluginWidgetCheck(parent)
class PluginWidgetCheck(qt.QWidget):
def __init__(self, parent = None):
qt.QWidget.__init__(self, parent, "ConfigWidget")
topLayout = qt.QVBoxLayout(self, 0, 0, "topLayout")
self.lb = qt.QLabel("label", self)
topLayout.addWidget(self.lb)
self.rb = qt.QCheckBox("test", self)
topLayout.addWidget(self.rb)
self.connect(self.rb, qt.SIGNAL("clicked()"), self.slotClick)
def slotClick(self):
if (self.rb.isChecked()):
self.lb.setText("checked")
else:
self.lb.setText("unchecked")
def getInfo(self):
if (self.rb.isChecked()):
return "checkbox is checked"
else:
return "checkbox is unchecked"
if __name__ == "__main__":
app = qt.QApplication(sys.argv)
pluginWidget = PluginWidgetCheck()
app.setMainWidget(pluginWidget)
pluginWidget.show()
app.exec_loop()
Вот модуль с окном, которое содержит однострочный редактор и
переключатель radiobutton:
#! /usr/bin/python
import sys, os
import qt
def getPluginWidget(parent):
return PluginWidgetRadio(parent)
class PluginWidgetRadio(qt.QWidget):
def __init__(self, parent = None):
qt.QWidget.__init__(self, parent, "ConfigWidget")
topLayout = qt.QVBoxLayout(self, 0, 0, "topLayout")
self.rb = qt.QRadioButton("test", self)
topLayout.addWidget(self.rb)
self.le = qt.QLineEdit(self)
topLayout.addWidget(self.le)
self.connect(self.rb, qt.SIGNAL("clicked()"), self.slotRadio)
def slotRadio(self):
if (self.rb.isChecked()):
self.le.setText("checked")
else:
self.le.setText("unchecked")
def getInfo(self):
if (self.rb.isChecked()):
return "radiobutton is checked"
else:
return "radiobutton is unchecked"
if __name__ == "__main__":
app = qt.QApplication(sys.argv)
pluginWidget = PluginWidgetRadio()
app.setMainWidget(pluginWidget)
pluginWidget.show()
app.exec_loop()
Оба модуля содержат функцию getPluginWidget, возвращающую виджет,
который будет размещен в окне. У данного виджета есть метод getInfo,
возвращающий информацию о его состоянии.
Обратите внимание на следующий фрагмент:
if __name__ == "__main__":
app = qt.QApplication(sys.argv)
pluginWidget = PluginWidgetRadio()
app.setMainWidget(pluginWidget)
pluginWidget.show()
app.exec_loop()
Переменная __name__ содержит имя модуля. Если же модуль запускается из
командной строки, а не импортируется, эта переменная имеет значение
__main__. Используя подобный фрагмент, можно выполнить отладку модуля
отдельно и только потом его импортировать в программу.
Теперь рассмотрим текст программы:
#! /usr/bin/python
import sys, os
import qt
class MainWidget(qt.QWidget):
def __init__(self, parent = None):
qt.QWidget.__init__(self, parent, "ConfigWidget")
topLayout = qt.QVBoxLayout(self, 0, 0, "topLayout")
self.cb = qt.QComboBox(0, self)
topLayout.addWidget(self.cb)
self.cb.insertItem("radio")
self.cb.insertItem("check")
self.gb = qt.QVGroupBox("conf", self)
topLayout.addWidget(self.gb)
self.pb = qt.QPushButton("get info", self)
topLayout.addWidget(self.pb)
self.toolWin = None
self.connect(self.cb, qt.SIGNAL("activated(const QString&)"), self.slotToolChanged)
self.connect(self.pb, qt.SIGNAL("clicked()"), self.slotGetInfo)
self.slotToolChanged("radio")
def slotToolChanged(self, toolName):
toolName = str(toolName)
if (sys.modules.has_key(toolName)):
module = reload(sys.modules[toolName])
else:
module = __import__(toolName, globals())
if(self.toolWin is not None):
self.toolWin.close()
self.toolWin = module.getPluginWidget(self.gb)
self.toolWin.show()
def slotGetInfo(self):
print "info:" + self.toolWin.getInfo()
app = qt.QApplication(sys.argv)
mainWidget = MainWidget()
app.setMainWidget(mainWidget)
mainWidget.show()
app.exec_loop()
Загрузка плагинов выполняется в методе slotToolChanged. Сначала мы
проверяем, загружался ли модуль ранее. Если да, то заново его
считываем и инициализируем с помощью функции reload. Иначе модуль
импортируется функцией __import__. После загрузки модуля внутри
groupbox'а создается окно плагина.
Так как эта программа создавалась лишь с демонстрационными целями, я
намеренно не добавлял обработку ошибок.
Заключение
Таким образом, встроенные возможности Python'а позволяют довольно
легко разрабатывать программы, поддерживающие механизм плагинов.
Об авторе
Я работаю программистом и преподаю в Херсонском государственном
техническом университете. С Linux знаком с 1999 года. Общаюсь с ним, в
основном, дома. Кроме этого, я являюсь разработчиком IceWM Control
Center - набора программ (в том числе и скриптов icerrun) для
настройки различных параметров IceWM.